Устойчивое развитие территории путем повышение его инвестиционной привлекательности (на примере городского округа Мытищи, Подмосковье)

09.10.2019
от

Sustainable development of the territory by increasing its investment attractiveness (on the example of the city district of Mytishi, Moscow region)

Бабаян Аршак Вачеевич, магистрант 3 курса факультета Землеустройства ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Babayan, Arshak V., 3rd year student of the faculty of land management State University of Land Management, Moscow

Аннотация: В статье оценивается значение устойчивого развития, как ключевого фактора для совершенствования народнохозяйственного комплекса территории, что способствует улучшению экономики и сохраняет высокую занятость населения. Рассматривается стратегическое управление, как основной механизм повышения инвестиционной привлекательности территории, его роль в формировании благоприятного инвестиционного климата, создания необходимых условий ведения бизнеса в отдельном муниципальном образовании Российской Федерации. Предлагается комплекс конкретных стратегических действий и управленческих решений на основе отечественного и зарубежного опыта. Приводятся рекомендации.

Summary:  The article assesses the importance of sustainable development as a key factor for improving the national economic complex of the Territory, which contributes to the improvement of the economy and maintains high employment of the population. Strategic management is considered as the main mechanism for increasing the investment attractiveness of the Territory, its role in forming a favorable investment climate, creating the necessary conditions for doing business in a separate municipality of the Russian Federation. A set of concrete strategic actions and management decisions based on domestic and foreign experience is proposed. Recommendations are provided.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, устойчивое развитие, инвестиции, стратегическое управление, экономические инструменты регулирования, малое и среднее предпринимательство, городской округ Мытищи.

Keywords: investment climate, investment attractiveness, sustainable development, investment, strategic management, economic regulatory instruments, small and medium-sized entrepreneurship, Mytishi City District.

Современному толкованию определения «устойчивое развитие» предшествовали доклады Римского клуба, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» (1962г.), программные документы Стокгольмской конференции ООН (1972г.), исследования Международного союза по защите природы.

В докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (широко известен как доклад Гру Харлем Брунтланн; 1986г.), отмечалось, что «устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего периода, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [4].

Идее устойчивого развития страны соответствует Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и План мероприятий по его реализации. Они предусматривают ключевые цели и задачи государства в этой сфере. В п.24 Стратегии указано: «Целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, необходимой для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики…». О необходимости устойчивого развития России было сказано и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 [1, 3].

Конфигурация конкурентных преимуществ и суть конкурентных процессов изменяются в условиях экономической глобализации и углубления ее процессов. Конкурентные преимущества в подобных условиях более локализуются, а конкуренция и субъекты конкуренции расширяются. Создания благоприятной инвестиционной среды является основным критерием повышения конкурентоспособности регионов. Совершенствование механизма управления инвестиционной привлекательностью является наиболее ответственным и сложным звеном в системе управления инвестиционной деятельности в регионе [5, 6].

Мы рассматриваем стратегическое управление повышения инвестиционной привлекательности региона в виде комплекса долговременных конкретных действий и управленческих решений, представляющие собой мгновенное реагирование региональных органов власти на изменения во внутренней и внешней среде, в ходе которого возможны корректировка и пересмотр целей инвестиционной политики [7].

В этой связи заслуживает внимания инвестиционная деятельность городского округа Мытищи, который является крупным культурным и промышленным центром Подмосковья, обладает мощным ресурсным потенциалом и входит в число лидеров среди муниципальных образований Московской области. Экономика округа демонстрирует устойчивый рост по основным макроэкономическим показателям, только за 1 полугодие 2019 года в экономику и социальную сферу было направлено 16,1 млрд. рублей инвестиций за счет всех источников финансирования, что на 7,3% выше аналогичного периода 2018 года (15,0 млрд. руб.). На территории округа сформировалось почти 7% общеэкономического оборота Московской области, реализуется 36 инвестиционных проектов. При населении 229 тыс. чел., более половины, 127 тыс. чел. занято в экономике. В городском округе Мытищи зарегистрировано более 11 тыс. организаций малого и среднего предпринимательства.

Мы согласны с мнением, что для привлечения существенного потока инвестиций в регион, развития малого и среднего предпринимательства недостаточно. Необходимо создать благоприятные условия для привлечения крупных инвесторов, тем самым улучшить инвестиционную привлекательность территории. Данная задача предполагает изучение инструментов государственного регулирования инвестиционного климата и путей его развития.

При изучении инструментов государственного регулирования инвестиционного климата у нас сложились рекомендации приоритетных путей их развития:

1) Расширение системы финансовых инструментов при помощи внедрения органами региональной власти инструмента финансирования под будущие налоговые поступления, которые получили широкое применение в мировой практике и называются Tax increment financing (TIF).

2) Необходимо в рамках бюджетного планирования предусмотреть дополнительное стимулирование регионов, привлекающие денежные средства или иные блага, для повышения мотивации региональных и муниципальных органов власти к привлечению инвестиций в регион.

3) Создать перечень показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов, следует ссылаться на  указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193. Данные критерии должны охватывать основные показатели, которые необходимо улучшать для развития инвестиционного климата. Стоит отметить, что критерии нуждаются в своевременном дополнении и осуществлении контроля над исполнением со стороны руководящих лиц [2].

Представляется, что устойчивое развитие территории путем повышения его инвестиционной привлекательности должно предусматривать использование комплекса селективных и общих инструментов развития инвестиционного климата без нанесения вреда окружающей среде; осуществление перманентного мониторинга и оценки результативности органов местного и регионального управления по повышению инвестиционной привлекательности региона. Совместное, в рамках своей компетенции, решение этих проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях способно вывести экономику страны на траекторию устойчивого роста.

Литература:

  1. Указ президента РФ от 19.04.2017 №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2015 года».
  2. Указ Президента РФ от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898.
  4. Буров, М.П. Туристская деятельность – приоритетное направление устойчивого развития регионов. //М.П.Буров, О.Н.Маргалитадзе. — М.: «Международный научный журнал», 2019, №1. с. 7-18. 1,4 п.л.
  5. Волков, С.Н. Землеустроительное обеспечение перехода от категории земель к территориальному зонированию в Российской Федерации Land relations and land management [Текст]. /С.Волков, А.Фомин, Е.Черкашина, К.Черкашин – «Международный сельскохозяйственный журнал». 2015. № 5. С. 3-8.
  6. Фомин, А.А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина [Текст]. /А.А.Фомин. – «Международный сельскохозяйственный журнал». 2017. №2. С. 6-7.
  7. Бабаян, А.В. Устойчивое развитие муниципального образования – через повышение его инвестиционной привлекательности. / А.В.Бабаян, О.Н.Маргалитадзе. – М.: «Московский экономический журнал». 2019. № 3. — С.11.

 

Literature:

  1. Decree of the President of the Russian Federation of April 19, 2017 No. 176 “On the Environmental Security Strategy of the Russian Federation for the period until 2015”.
  2. Decree of the President of the Russian Federation of April 25, 2019 No. 193 «On assessing the effectiveness of the activities of senior officials (heads of the highest executive bodies of state power) of the constituent entities of the Russian Federation and the activities of executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation.»
  3. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 02.20.2019. Access mode: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898.
  4. Burov, M.P. Tourism is a priority for sustainable development of the regions. // M.P. Burov, O.N. Margalitadze. — M.: “International Scientific Journal”, 2019, No. 1. from. 7-18. 1.4 pp
  5. Volkov, S.N. Land management provision of the transition from the land category to territorial zoning in the Russian Federation Land relations and land management [Text]. / S. Volkov, A. Fomin, E. Cherkashina, K. Cherkashin — “International Agricultural Journal”. 2015. No. 5. P. 3-8.
  6. Fomin, A.A. Lessons from the reforms of Peter Arkadyevich Stolypin [Text]. / A.A. Fomin. — “International Agricultural Journal”. 2017. No2. S. 6-7.
  7. Babayan, A.V. Sustainable development of the municipality — through increasing its investment attractiveness. / A.V. Babayan, O.N. Margalitadze. — M .: Moscow Economic Journal. 2019. No. 3. — P.11.
http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot88