Использование концепции устойчивого развития территорий при формировании стратегии социально-экономического развития муниципального образования

09.10.2019
от

Using of the concept of sustainable development of territories in the formation of the strategy of socio-economic development of the municipality

Дударева А.А. магистрант кафедры экономической теории и менеджмента, 2019 г.

Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Dudareva A.A. graduate student of the Department of Economic Theory and Management, 2019.

State University of Land Management, Moscow

Аннотация

В статье рассматриваются возможности применения концепции устойчивого развития территорий при формировании стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Abstract

The article discusses the possibility of applying the concept of sustainable development of territories in the formation of the strategy of socio-economic development of the municipality.

Ключевые слова

Устойчивое развитие, законотворчество, социально-экономическое планирование, стратегия, менеджмент, маркетинг

Keywords

Sustainable development, lawmaking, socio-economic planning, strategy, management, marketing

 

В современном мире понятие концепции, как правило, принято смешивать с понятием стратегии. Следует отметить, что, хотя стратегия
и определяется концепцией, смешивать их или привязывать концепцию только к стратегическому планированию неправильно. Концепция – это общая, вербальная модель, определенный способ понимания и трактовка явления, процесса, основная точка зрения на предмет. Ее использование в процессе хозяйственной деятельности главным образом оценено коммерческими предприятиями с развитым маркетинговым аппаратом. Органы власти, а также государственные учреждения (за исключением, пожалуй, ВУЗов) не так часто уделяют внимание созданию развитой концепции. А между тем, ее разработка и применение в процессе стратегического планирования могло бы повысить качество последнего.

В данной статье рассматривается возможность и необходимость использования уже существующей концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, а также последовавшей за ней Концепцией перехода Российской Федерации
к устойчивому развитию, утвержденной указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.

Указ Президента от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (далее – Указ № 440) является подзаконным нормативно-правовым актом и на момент его принятия дополнял существовавшие федеральные законы. Однако в преамбуле данный указ содержит положения,

Вместе с тем Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – закон
№ 172-ФЗ) не содержит положений, обязывающих учитывать концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию в процессе разработки стратегии социально-экономического развития. Это может быть связано с тем, что термин «устойчивое развитие», как правило, связывают только с экологической ситуацией в стране, с принятием различных экологических документов. Однако такой подход не является верным, поскольку сам термин говорит нам не только о защите природы, но и об удовлетворении потребности нынешнего поколения, что само по себе является чисто экономической формулировкой.

Следует отметить, что Закон № 172-ФЗ закрепляет за органами местного самоуправления полномочия как по определению долгосрочных целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований, так и по разработке, рассмотрению, утверждению (одобрение) и реализации документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что и процесс выработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования может и должен быть регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми в этом же муниципальном образовании.

Таким образом, на уровне муниципального образования есть не только возможность, но и прямая обязанность учета положений Указа № 440. Кроме того, процесс принятия нормативно-правовых актов на уровне муниципального образования гораздо проще, динамичнее, чем на уровне субъекта федерации и, тем более, на федеральном уровне. Это позволяет быстро актуализировать принятые на местном уровне нормативно-правовые акты, что, безусловно, удобно, позволяет реализовывать новейшие тенденции в области устойчивого развития территорий и стратегического менеджмента.

Помимо необходимости принятия во внимание положений Указа № 440 в процессе стратегического планирования, существует также необходимость уточнения указанной концепции для каждого муниципального образования. И следует отметить, что наиболее развитый механизм принятия концепции (чисто практической, используемой при формировании стратегии) в настоящее время может предложить маркетинг.

Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли10.

Маркетинг – один из основополагающих механизмов рыночных отношений. Это именно та наука, которая описывает «как заставить человека начать верить, что ему нужно то, что у тебя есть». Можно сказать, что маркетинг – механизм управления социумом. Одно наличие в мире брендов, за которые люди готовы переплачивать – является неоспоримым доказательством силы маркетинга. В этой связи можно сделать вполне справедливое предположение, что использование принципов и инструментов маркетинга для формирования концепции позволит сделать ее наиболее успешной.

Концепция маркетинга — это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации11.

Человек нуждается в благоприятной окружающей среде – это вполне нормальная, постоянно подкрепляющаяся научными исследованиями истина. Другой вопрос, что человек далеко не всегда готов жертвовать каким-либо комфортом сейчас, в настоящем, чтобы в будущем прожить на несколько лет больше. Таким образом, необходимо «заставить его поверить» в то, что устойчивое развитие нужно ему прямо здесь и сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразно рассматривать местное самоуправление – не столько как орган власти, а как субъект хозяйственной деятельности, обладателя товара или услуги, как продавца. И этой услугой будет устойчивое развитие территорий – постоянное благоустройство окружающей среды. Налоги – деньги, которые потребитель готов отдать за товар.

Наверное, каждому известно, что люди, как правило, негативно относятся к уплате налогов. Возможно, дело именно в том, что они не видят результата своих вложений. Мы гораздо охотнее платим за товар, который нам нравится, пусть даже потом окажется, что он нам не нужен. Сейчас,
в этот самый миг мы его желаем и добровольно отдаем за него деньги. Именно такого порыва необходимо добиться для того, чтобы избежать негативного отношения и социального напряжения вследствие введения новой ставки налога, который в будущем станет основным источником инвестиций в реализацию принципов устойчивого развития.

В настоящее время одной из наиболее распространенных концепций маркетинга является концепция маркетинга отношений, которая подразумевает необходимость налаживание коммуникации с потребителем товара или услуги, построение долгосрочных отношений. Ее использование позволит вовлечь население в процесс реализации принципов устойчивого развития на территории муниципального образования.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что в процесс разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования рационально посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов включить этап разработки концепции, учитывающей положения Указа № 440, в соответствии с которой в последующем будет осуществляться выработка стратегии, а также использовать инструменты маркетинга
при формировании такой концепции, обеспечивающие участие проживающих в этой местности людей, что отвечает положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих понятие местного самоуправления в качестве формы осуществления народом своей власти.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Указ Президента от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
  4. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
    «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  6. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. — ООН, 1987 г.;
  7. Повестка дня 21 века. Рио-де-Жанейро, 1992 г.;
  8. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. — ООН, Нью-Йорк, 2015 г.;
  9. Каратаев, С. М. К вопросу о понятии устойчивости бюджета /
    С.М. Каратаев // Дайджест-Финансы. – 2003 г.;
  10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс»;
  11. Philip Kоtler: Marketing Essentials, 1984. / Филип Котлер: Основы маркетинга. Перевод на русский язык: В. Б. Бобров. — М., 1990.

 

List of references

  1. The Constitution of the Russian Federation;
  2. Presidential Decree of April 1, 1996 No. 440 “On the Concept of the Transition of the Russian Federation to Sustainable Development”
  3. The budget code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-ФЗ;
  4. Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ “On strategic planning in the Russian Federation”;
  5. Federal Law of 06.10.2003 No. 131-ФЗ “On General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation”;
  6. Report of the World Commission on Environment and Development. — UN, 1987;
  7. Agenda of the 21st century. Rio de Janeiro, 1992;
  8. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. — UN, New York, 2015;
  9. Karataev, S. M. On the issue of the concept of budget stability /
  10. Karataev // Digest-Finance. — 2003;
  11. Raizberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. 6th ed., Revised. and add. M .: Infra-M, 2011 // ATP «Consultant Plus»;
  12. Philip Kotler: Marketing Essentials, 1984. / Philip Kotler: Fundamentals of Marketing. Translation into Russian: V. B. Bobrov. — M., 1990.
http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot88