Использование концепции устойчивого развития территорий при формировании стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Using of the concept of sustainable development of territories in the formation of the strategy of socio-economic development of the municipality
Дударева А.А. магистрант кафедры экономической теории и менеджмента, 2019 г.
Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Dudareva A.A. graduate student of the Department of Economic Theory and Management, 2019.
State University of Land Management, Moscow
Аннотация
В статье рассматриваются возможности применения концепции устойчивого развития территорий при формировании стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Abstract
The article discusses the possibility of applying the concept of sustainable development of territories in the formation of the strategy of socio-economic development of the municipality.
Ключевые слова
Устойчивое развитие, законотворчество, социально-экономическое планирование, стратегия, менеджмент, маркетинг
Keywords
Sustainable development, lawmaking, socio-economic planning, strategy, management, marketing
В современном мире понятие концепции, как правило, принято смешивать с понятием стратегии. Следует отметить, что, хотя стратегия
и определяется концепцией, смешивать их или привязывать концепцию только к стратегическому планированию неправильно. Концепция – это общая, вербальная модель, определенный способ понимания и трактовка явления, процесса, основная точка зрения на предмет. Ее использование в процессе хозяйственной деятельности главным образом оценено коммерческими предприятиями с развитым маркетинговым аппаратом. Органы власти, а также государственные учреждения (за исключением, пожалуй, ВУЗов) не так часто уделяют внимание созданию развитой концепции. А между тем, ее разработка и применение в процессе стратегического планирования могло бы повысить качество последнего.
В данной статье рассматривается возможность и необходимость использования уже существующей концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, а также последовавшей за ней Концепцией перехода Российской Федерации
к устойчивому развитию, утвержденной указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.
Указ Президента от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (далее – Указ № 440) является подзаконным нормативно-правовым актом и на момент его принятия дополнял существовавшие федеральные законы. Однако в преамбуле данный указ содержит положения,
Вместе с тем Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – закон
№ 172-ФЗ) не содержит положений, обязывающих учитывать концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию в процессе разработки стратегии социально-экономического развития. Это может быть связано с тем, что термин «устойчивое развитие», как правило, связывают только с экологической ситуацией в стране, с принятием различных экологических документов. Однако такой подход не является верным, поскольку сам термин говорит нам не только о защите природы, но и об удовлетворении потребности нынешнего поколения, что само по себе является чисто экономической формулировкой.
Следует отметить, что Закон № 172-ФЗ закрепляет за органами местного самоуправления полномочия как по определению долгосрочных целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований, так и по разработке, рассмотрению, утверждению (одобрение) и реализации документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что и процесс выработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования может и должен быть регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми в этом же муниципальном образовании.
Таким образом, на уровне муниципального образования есть не только возможность, но и прямая обязанность учета положений Указа № 440. Кроме того, процесс принятия нормативно-правовых актов на уровне муниципального образования гораздо проще, динамичнее, чем на уровне субъекта федерации и, тем более, на федеральном уровне. Это позволяет быстро актуализировать принятые на местном уровне нормативно-правовые акты, что, безусловно, удобно, позволяет реализовывать новейшие тенденции в области устойчивого развития территорий и стратегического менеджмента.
Помимо необходимости принятия во внимание положений Указа № 440 в процессе стратегического планирования, существует также необходимость уточнения указанной концепции для каждого муниципального образования. И следует отметить, что наиболее развитый механизм принятия концепции (чисто практической, используемой при формировании стратегии) в настоящее время может предложить маркетинг.
Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли10.
Маркетинг – один из основополагающих механизмов рыночных отношений. Это именно та наука, которая описывает «как заставить человека начать верить, что ему нужно то, что у тебя есть». Можно сказать, что маркетинг – механизм управления социумом. Одно наличие в мире брендов, за которые люди готовы переплачивать – является неоспоримым доказательством силы маркетинга. В этой связи можно сделать вполне справедливое предположение, что использование принципов и инструментов маркетинга для формирования концепции позволит сделать ее наиболее успешной.
Концепция маркетинга — это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации11.
Человек нуждается в благоприятной окружающей среде – это вполне нормальная, постоянно подкрепляющаяся научными исследованиями истина. Другой вопрос, что человек далеко не всегда готов жертвовать каким-либо комфортом сейчас, в настоящем, чтобы в будущем прожить на несколько лет больше. Таким образом, необходимо «заставить его поверить» в то, что устойчивое развитие нужно ему прямо здесь и сейчас.
Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразно рассматривать местное самоуправление – не столько как орган власти, а как субъект хозяйственной деятельности, обладателя товара или услуги, как продавца. И этой услугой будет устойчивое развитие территорий – постоянное благоустройство окружающей среды. Налоги – деньги, которые потребитель готов отдать за товар.
Наверное, каждому известно, что люди, как правило, негативно относятся к уплате налогов. Возможно, дело именно в том, что они не видят результата своих вложений. Мы гораздо охотнее платим за товар, который нам нравится, пусть даже потом окажется, что он нам не нужен. Сейчас,
в этот самый миг мы его желаем и добровольно отдаем за него деньги. Именно такого порыва необходимо добиться для того, чтобы избежать негативного отношения и социального напряжения вследствие введения новой ставки налога, который в будущем станет основным источником инвестиций в реализацию принципов устойчивого развития.
В настоящее время одной из наиболее распространенных концепций маркетинга является концепция маркетинга отношений, которая подразумевает необходимость налаживание коммуникации с потребителем товара или услуги, построение долгосрочных отношений. Ее использование позволит вовлечь население в процесс реализации принципов устойчивого развития на территории муниципального образования.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что в процесс разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования рационально посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов включить этап разработки концепции, учитывающей положения Указа № 440, в соответствии с которой в последующем будет осуществляться выработка стратегии, а также использовать инструменты маркетинга
при формировании такой концепции, обеспечивающие участие проживающих в этой местности людей, что отвечает положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих понятие местного самоуправления в качестве формы осуществления народом своей власти.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации;
- Указ Президента от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. — ООН, 1987 г.;
- Повестка дня 21 века. Рио-де-Жанейро, 1992 г.;
- Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. — ООН, Нью-Йорк, 2015 г.;
- Каратаев, С. М. К вопросу о понятии устойчивости бюджета /
С.М. Каратаев // Дайджест-Финансы. – 2003 г.; - Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс»;
- Philip Kоtler: Marketing Essentials, 1984. / Филип Котлер: Основы маркетинга. Перевод на русский язык: В. Б. Бобров. — М., 1990.
List of references
- The Constitution of the Russian Federation;
- Presidential Decree of April 1, 1996 No. 440 “On the Concept of the Transition of the Russian Federation to Sustainable Development”
- The budget code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-ФЗ;
- Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ “On strategic planning in the Russian Federation”;
- Federal Law of 06.10.2003 No. 131-ФЗ “On General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation”;
- Report of the World Commission on Environment and Development. — UN, 1987;
- Agenda of the 21st century. Rio de Janeiro, 1992;
- Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. — UN, New York, 2015;
- Karataev, S. M. On the issue of the concept of budget stability /
- Karataev // Digest-Finance. — 2003;
- Raizberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. 6th ed., Revised. and add. M .: Infra-M, 2011 // ATP «Consultant Plus»;
- Philip Kotler: Marketing Essentials, 1984. / Philip Kotler: Fundamentals of Marketing. Translation into Russian: V. B. Bobrov. — M., 1990.