Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования

10.10.2019
от

Improving the management of financial resources of the municipality

Федорова К.С. магистрант кафедры экономической теории и менеджмента

Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Fedorova K.S. graduate student of the Department of Economic Theory and Management

State University of Land Management, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается изменение роли муниципальных образований, которые в современных условиях стали относительно самостоятельными субъектами экономической деятельности, в результате чего местные сообщества оказались вовлеченными в систему межтерриториальной конкуренции за привлечение инвестиций с учетом происходящих за последнее десятилетие инновационных преобразований в национальных масштабах. Инновационное развитие экономики страны должно опираться на муниципальный уровень, в котором заключен огромный потенциал, способный создать импульс для роста инновационного производства. Однако, как показано в статье, в современных условиях на муниципальном уровне наблюдается инновационное торможение, препятствующее ускорению процессов технологической модернизации в региональных и национальных масштабах. На основании взаимосвязи между социально-экономическим положением и инновационной деятельностью выявлена типология муниципальных образований на примере городского округа Истра.

ABSTRACT

The article discusses the changing role of municipalities, which in modern conditions have become relatively independent economic entities, with the result that the local community was involved in the system of inter-territorial competition for investment, given what is happening in the last decade of innovative reforms on a national scale. Innovative development of the country’s economy should be based on the municipal level, which contains a huge potential that can create an impetus for the growth of innovative production. However, as shown in the article, in modern conditions at the municipal level there is an innovative inhibition that prevents the acceleration of technological modernization processes on a regional and national scale. On the basis of the relationship between the socio-economic situation and innovation, the typology of municipalities on the example of the urban district of Istra is revealed.

Ключевые слова: вопросы местного значения; инновационная деятельность; муниципальное образование; экономическое положение.

Список использованных источников включает  7   электронных ресурса.

Key words: local issues; innovative activity; municipal formation; economic situation.

На сегодняшний день наблюдается стремительное расширение процесса регионализации экономики, подразумевающего, что центр тяжести в решении множества вопросов, связанных с условиями обеспечения жизнедеятельности населения, перемещается с общегосударственного на территориальный уровень. При этом то, насколько эффективно будет регулироваться процесс социально-экономического развития обособленных административных образований, напрямую зависит от того, насколько рационально будут использоваться экономические ресурсы территорий, основу которых, в первую очередь, составляют ресурсы муниципального бюджета. Осуществление процессов распределения и перераспределения бюджетных ресурсов происходит в пределах системы межбюджетных отношений, которая в условиях современных реалий обладает целым рядом проблем, связанных с их недостаточной гибкостью. Отсутствие урегулированности межбюджетных отношений   –   это   одна   из   тех   проблем,   характерных   для   системы

«федеральный центр – регион – муниципальное образование», где наличие противоречий во взаимоотношениях федерального, регионального и местного бюджетов мешает качественной реализации функциональной ответственности за экономическое развитие территории. В течение последних нескольких лет предпринимались попытки повышения эффективности управления финансовыми  качественного решения данной проблемы. Сегодня акцент делается на управление не бюджетными затратами, а результатами, т.е. распределение бюджетных ресурсов зависит от достижения запланированных конечных результатов, которые в дальнейшем направляются на выполнение экономических и социальных задач.

В связи с этим одной из приоритетных задач в процессе развития региональной экономики является рассмотрение путей, способствующих совершенствованию управления финансовыми ресурсами в пределах муниципальных образований. В частности, необходимо сформировать эффективную социально ориентированную экономику муниципального образования, укрепить ее социальную сферу, а также создать систему финансово-экономических мер, которые способствовали бы развитию муниципальных производственных сил, что, возможно реализовать путем раскрытия его потенциала в ресурсной, кадровой, социальной и природной областях. Анализ мирового и отечественного опыта показывает, что основной ресурс, выступающий в роли потенциала развития муниципального образования – его население, поэтому главная цель – совершенствование данного потенциала – выражается следующими задачами:

-повысить трудовой потенциал населения, а также востребованность данного потенциала;

-повысить образовательный, профессиональный и культурный уровень горожан;

-повысить социальную комфортность жизни населения;

-повысить экономическую и инвестиционную активность населения.

Хотелось бы подчеркнуть, что один из основных видов ресурсов – это муниципальные финансы, являющиеся совокупностью денежных средств, которыми располагает муниципальное образование, предназначенных для проведения экономической политики, возложенной на него государством либо населением задач. Современная экономическая ситуация требует от местных органов власти решения наполнения бюджета, связанной с реализацией налоговой политики.

В ходе изучения проблемы управления финансовыми ресурсами на практике необходимо четко понимать, что муниципальные финансы формируются из таких источников, как:

  • государственные средства, передаваемые органу местного самоуправления как доходные источники и права, предусмотренные законодательством;
  • собственные средства муниципального образования, создаваемые деятельностью муниципальных предприятий, а также органов местного самоуправления и заемных средств.

Через соотношение присутствия данных источников в структуре финансовых ресурсов муниципального образования определяется степень его самостоятельности. Для минимизации зависимости от государственных средств, органам местного самоуправления необходимо наращивать собственные финансовые источники путем осуществления самостоятельной деятельности, способной приносить доход, что поможет, используя возможности финансового менеджмента, достигнуть высокого экономического развития муниципального образования. В частности, грамотное управление финансами подразумевает осуществление планирования бюджета и оценку достигаемых результатов.

В ходе проведения анализа было выявлено, что в настоящее время множество социальных ресурсов, имеющихся в практически неограниченном количестве у каждого муниципального образования, используется недостаточно. Например, нереализованными (либо недостаточно реализованными) остаются мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, состязательные, социально- психологические,                                           демографические,                социально-экологические, инновационные,  кадровые, технологические, организационные  и  правовые

ресурсы, т.е. те, которых в достаточном количестве имеется у каждого муниципального образования. Иными словами, зачастую не принимаются во внимание именно социальные ресурсы, которые, имея ряд особенностей, принципиально отличаются от, например, природных.

С учетом сложившихся в регионе социально-экономических условий его реализация возможна на основе комплекса организационно-территориальных мероприятий, многие из которых уже зафиксированы в ведомственных целевых программах на уровне Московской области и муниципалитета или проходят проектную стадию подготовки:

№ п/п Наименование мероприятия Значение
2017 2023
1 Управление имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «городской округ Истра Московской области», в т.ч.  

 

 

 

 

 

1.1 — регистрация права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ед. 1527 3179

 

1.2 -регистрация  земельных участков в муниципальную собственность,  га 20,5 250,0
2. Доходы бюджета по договорам аренды нежилых помещений млн. руб. 21,9 31,1
3. Доходы бюджета по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности,  млн. руб. 157,4 1920,0
2 Создание многопрофильных индустриальных парков, индустриальных парков, промышленных площадок, ед. 3 6
3 Создание общественно-деловых кластеров — точек роста, ед., в том числе: 0 5
3.1 — развитие промышленности, промышленных площадок и индустриальных парков на территориях: Истра-Лучинское-Костровское-Букаревское-Ермолинское 1
3.2 — развитие офисно-делового пространства на территориях: Павловская Слобода — Падиково — Обушковское- Аносино; 1
3.3 — развитие туризма, индустрии гостеприимства, здорового образа жизни и индустрии развлечений на территориях: Ивановское — Истринское водохранилище – Бужаровское; 1
3.4 развитие транспортно-логистической инфраструктуры на территориях: Ново-Петровское — Устиново — Деньково; 1
3.5 создание общественно-коммуникативных пространств и повышение качества жизни на территориях: Ядромино — Онуфриево. 1

Министерство инвестиций и инноваций Подмосковья определяет городской округ Истра как площадь с огромным потенциалом. В рамках сессии «Выбор территорий роста в городском округе Истра» обсуждались стратегических планы  изменений, которые через четверть века сделают муниципальное образование примером лучших практик городского устройства. Экономическими драйверами роста должны стать индустрия рекреации и туризма, развитие офисных и деловых центров и общественно-коммуникативных пространств.

 

Список используемых источников

  1. Российская Федерация. Московская область. Решение. О принятии муниципальной программы Истринского муниципального района «муниципальная программа» управление муниципальными финансами, имуществом и земельными ресурсами Истринского муниципального района в 2015-2019 годах » [Электронный ресурс]: принято постановлением администрации Истринского муниципального района от 04.07.2016 N 4563/7 // http://istra-adm.ru/programs/show/22.
  2. Российская Федерация. Московская область. Устав Истринского муниципального района Московской области [Электронный ресурс]: решение Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 17.02.2013 г. № 12/25.
  3. Абрамова О. М. вопросы доступности жилья для граждан России и пути их решения / / микроэкономика. — 2013. — N 4. С. 75-78.
  4. Артеменко Т. В., Севастьянов А. В. Экономика недвижимости [текст]: Учеб. выгода. — Москва: ГУЗ, 2000. — 127 С.
  5. Буров, М. П. основы национальной экономики [текст]: учебник. / М. П. Буров, Е. Г. Чистяков. — М.: Экономика, 2013. — 420 С.
  6. С. Н. понятие землеустройства Волков и землеустройства сельских территорий в Российской Федерации [Текст] / С. Н. Волков. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2013. — №10. — С. 6 -11.
  7. Гранберг А. Г. основы региональной экономики [текст]: studies.no — М., Высшая школа экономики, 2000. — 495 С.

 

List of sources used

  1. Russian Federation. Moscow region. Decision. About acceptance of the municipal program of the Istrinsky municipal area «the Municipal program» Management of municipal finances, property and land resources of the Istrinsky municipal area in 2015-2019 «» [Electronic resource]: it is accepted by the resolution of administration of the Istrinsky municipal area of 04.07.2016 No. 4563/7 // http://istra-adm.ru/programs/show/22.
  2. Russian Federation. Moscow region. Charter of the Istrinsky municipal district of the Moscow region [Electronic resource]: decision of the Council of deputies of the Istrinsky municipal district of the Moscow region of 17.02.2013, No. 12/25.
  3. Abramova O. M. questions of housing affordability for Russian citizens and ways of their solution / / Microeconomics. — 2013. — N 4. Pp. 75-78
  4. Artemenko T. V. Sevastyanov A.V. real estate Economics [Text]: Studies. benefit. — Moscow: GUZ, 2000. — 127 p.
  5. Burov, M. P. Fundamentals of national economy [Text]: textbook. / M. P. Burov, E. G. Chistyakov. — Moscow: Ekonomika, 2013. — 420 p.
  6. Volkov, S. N. the Concept of land management and land management of rural areas in the Russian Federation [Text] / S. N. Volkov. // Land management, cadastre and land monitoring. — 2013. — No. 10. — Pp. 6 -11.
  7. Granberg, A. G. Fundamentals of regional Economics [Text]: studies.no. – M., higher school of Economics, 2000. — 495
http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot88