Муниципальный бюджет

10.10.2019
от

Municipal budget

Мягких Марина Романовна

Myagkikh Marina Romanovna

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена тема муниципального бюджета. Показаны пути совершенствования налоговой системы в сфере налогообложения недвижимости. Проанализирована система имущественных налогов.

Abstract. This article discusses the topic of the municipal budget. The ways of improving the tax system in the field of real estate taxation are shown. The system of property taxes is analyzed.

Ключевые слова: Недвижимость, налогообложение, налог на недвижимость, система налогообложения, муниципальный бюджет.

Keywords: property, taxation, property tax, taxation system, municipal budget.

Теория налогообложения недвижимости непосредственно связана с концепцией местного самоуправления и является той экономической основой, которая обеспечивает муниципальное развитие.

В настоящее время определение недвижимости дано в Гражданском кодексе Российской Федерации в части 1 главе 6 статьи 130. «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства» [3].

Муниципальная власть может работать эффективно только в условиях достаточного самостоятельного финансирования.

«Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» [1].

Местный бюджет это финансовая основа жизнедеятельности муниципального образования. Органы местного самоуправления посредством проведения финансовой политики на своей территории формируют определенный объем финансовых ресурсов, необходимых для эффективного решения вопросов местного значения, что непосредственно влияет на уровень и качество жизни граждан.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ «Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи» [5].

К местным налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. торговый сбор.

«Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований» [6].

«Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога» [6].

«Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог» [6].

«Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований» [6].

«Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой» [6].

«Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1. жилой дом;              2. квартира, комната; 3. гараж, машино-место; 4. единый недвижимый комплекс; 5. объект незавершенного строительства; 6. иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома» [6].

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Основную часть поступлений в местный бюджет составляют имущественные налоги.

Имущественные налоги – это стабильный источник формирования регионального и местных бюджетов в Московской области, на их долю приходится практически пятая часть консолидированного бюджета.

«Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами» [2].

В настоящее время земельный налог и налог на имущество физических лиц играют важную роль в формировании муниципальных бюджетов и являются одним из основных источников финансирования. Для формирования местного бюджета за счёт имущественных налогов рынок недвижимости и земельный рынок должны быть достаточно развиты.

Большинство муниципальных образований в Российской Федерации имеют финансовую зависимость от бюджетов вышестоящих уровней.

В связи с этим необходимо развивать систему налогообложения недвижимости, например:

Выявлять объекты без прав и проводить мероприятия по вовлечению в налоговый оборот всех объектов недвижимости на территории городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации «использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата» [3].

В связи с этим разница между суммой земельного налога, необходимой к уплате, с учетом фактической деятельности, проводимой на земельном участке, и суммой налога, уплачиваемой за использование земельного участка, согласно установленной кадастровой стоимости земельного участка с видом деятельности, указанной в правоустанавливающей документации, расценивается как ущерб. То есть происходит не до плата земельного налога в местный бюджет. В связи с вышеизложенным, необходимо усилить проведение муниципального земельного контроля.

Необходимо приблизить кадастровую стоимость к рыночной стоимости.

Объединить три налога: земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций в единый налог на недвижимость.

Данный механизм будет способствовать развитию территорий, стимулированию более эффективного использования земель и объектов недвижимости.

Имущественные налоги имеют ряд характерных особенностей: имущественные налоги имеют немобильную и равномерно распределенную налоговую базу, просты в администрировании, в течение налогового периода менее всего подвержены изменениям, практически не чувствительны к изменениям экономической конъюнктуры, что дает возможность рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://constrf.ru/

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

3.Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

4.Земельный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/

5.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

6.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

7.Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15287/

8.Алексеев, В. А. Право недвижимости Российской Федерации. Понятие и виды недвижимых вещей: практ. пособие / В. А. Алексеев. — М.: Юрайт, 2018. — 411 с.

9.Боровкова, В. А. Экономика недвижимости: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Боровкова, В. А. Боровкова, О. Е. Пирогова. — М.: Юрайт, 2018. — 417 с.

10.Гровер, Р. Управление недвижимостью. Международный учебный курс: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. Гровер, М. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 372 с.

 

List of references

1.Constitution of the Russian Federation [Electronic resource] access Mode: http://constrf.ru/

2.Budget code of the Russian Federation [Electronic resource] access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

3.Civil code of the Russian Federation [Electronic resource] access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

4.Land Code of the Russian Federation [Electronic resource] access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/

5.Tax code of the Russian Federation (part one) [Electronic resource] access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

6.Tax code of the Russian Federation (part two) [Electronic resource] access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

7.Federal law «on state registration of rights to real estate and transactions with it» 21 21.07.1997 N 122-FZ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15287/

8.Alekseev, V. A. real estate Law of the Russian Federation. The concept and types of immovable things: prakt. manual / V. A. Alekseev. — Moscow: Yurayt, 2018. — 411 PP.

9.Borovkova, V. A. real estate Economics: textbook and workshop for academic baccalaureate / V. A. Borovkova, V. A. Borovkova, O. E. Pirogova. — Moscow: Yurayt, 2018. — 417 PP.

10.Grover, R. Management of real estate. International training course: textbook for bachelor and master / R. Grover, M. M. Soloviev. — 2nd ed., ISPR. and additional-M.: yurayt, 2018. — 372 p.