Региональное устойчивое развитие территории на примере Калининградской области

02.10.2019
от

Regional sustainable development of the territory on the example of the Kaliningrad region

Лапчев Марк Максимович. Магистр. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет по землеустройству»

Lapchev Mark Maksimovich. Magister. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Learning  «State university of land use planning»

 

Ключевые слова: эффективность, оценка, управления, органы регионального управления, эффективность регионального управления, развитие территорий, Калининградская область.

 Keywords: efficiency, assessment, management, regional management bodies, regional management efficiency, territorial development, Kaliningrad region.

В последнее время устойчивое развитие региона обеспечивается, прежде всего, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития. В статье рассматриваются основные подходы к данной концепции в рамках региональной экономики на примере Калининградской области, уточнено понятие устойчивого развития региона, и описаны факторы, оказывающие влияние на процесс его устойчивого развития.

In recent years, the sustainable development of the region is provided, first of all, by the balance between the factors of socio-economic and natural-ecological development. The article discusses the main approaches to this concept in the framework of the regional economy on the example of the Kaliningrad region, clarifies the concept of sustainable development of the region, and describes the factors that influence the process of its sustainable development.

В последнее время устойчивое развитие региона (регион – это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления) обеспечивается, прежде всего, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития [1].

Под развитием региона понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития. Наряду с экономическими характеристиками рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики являются полноправными показателями при оценке степени развития региона.

Основной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения. Целями развития региона является увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.д.[2].

Следует отметить, что ряд исследователей обосновывает, что реализация устойчивого развития должна осуществляться в регионах, поскольку они характеризуются комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью; являются исторически наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период существования; обладают наиболее оптимальной структурой для позиционирования на внешнеэкономическом пространстве; имеют значительный опыт совмещения практики стимулирования рыночных преобразований на территориях с политикой регулирования этих процессов [3].

Парадигма устойчивого развития, предполагающая динамический процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов, должна лежать в основе формирования подходов к разрешению проблем территориальных образований. Это особенно актуально сегодня, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства [4].

Приоритетным подходом в осуществлении реформ на уровне региона должно быть убеждение, что следует отказаться от отождествления развития территории с ее хозяйственным развитием. Нельзя считать регион устойчиво развивающимся только по признаку повышения экономических показателей. Устойчивое развитие должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни населения, при позитивной динамике комплекса показателей.

Так Министерство регионального развития Российской Федерации разработала Федеральнаую целевую программу развития Калининградской области на период до 2019 года (далее Программа).Объём финансирования в 2018 году за счет средств бюджетов Калининградской области и муниципальных образований, предусмотренный утвержденной Программой, составляет 1 456 145,6 тыс. рублей («капитальные вложения» — 1 456 145,6 тыс. рублей), за счет внебюджетных источников – 36 743 330,0 тыс. рублей («капитальные вложения» — 36 743 330,0 тыс. рублей).

Привлечено софинансирование в 2018 году из бюджетов Калининградской области и местных бюджетов в объеме 245 637,13 тыс. рублей («капитальные вложения» — 245 637,13 тыс. рублей) – 16,9 % от запланированного, из внебюджетных источников в объеме 16 783 205,0 тыс. рублей («капитальные вложения» — 16 783 205,0 тыс. рублей) –     45,6 % от запланированного.

За 9 месяцев 2018 года выполнены работы по объектам:

— «Реконструкция водозащитной дамбы, восстановление магистральных каналов, завершение строительства электрифицированной осушительной насосной станции на польдере насосной станции № 7 в Полесском районе» выполнены следующие виды работ:

  1. Возведение дамбы – 15785 м3;
  2. Гидроизоляция боковая – 7,1 м2;
  3. Устройство подстилающих слоев – 15,26м3;
  4. Устройство фундаментных плит – 0,6 м3;
  5. Корчевка кустарника и мелколесья – 13,0 га;
  6. Валка деревьев с последующей разделкой – 222 дер;
  7. Уширение и углубление каналов – 25497 м3;
  8. Разработка мокрого грунта в отвал – 707 м3;

9.Разравнивание кавальеров — 23727 м3;

  1. Укрепление откосов земляных сооружений посевом многолетних трав — 91919 м2;
  2. Корчевка и уборка камней — 384 м3;
  3. Засыпка траншей и котлованов — 61 м3;
  4. Уплотнение грунта пневматическими трамбовками — 50 м3.

— «Строительство газопровода-отвода и АГРС в пос. Партизанское Багратионовского района»:

Произведен вынос трассы в натуру в полном объеме. Подписаны договора с собственниками земли. Выполнены мероприятия по обслуживанию и очистке местности от взрывоопасных предметов. Выполнены фундаменты с полным комплексом работ по дому оператора (фундамент перекрыт плитами) и вспомогательному помещению. Подготовлена площадка под временные здания и сооружения. Степень технической готовности объекта составляет 3,8 %.

— «Газопровод-отвод к г. Светлый и строительство АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа»: Проложено 18,1 км газопровода, выполнена подъездная дорога к АГРС, фундамент под АГРС, ведется строительство домика оператора, готовность 40%, выполнены проколы под автодорогами — 7 шт. Степень технической готовности объекта составляет 23,33 %.

— «Реконструкция гидротехнических сооружений и рекреационной зоны озера Поплавок в г.Калининграде»: Заверешены работы по очистке озера, устройству 1 и 3 опричалов (бетонирование плиты), монолитным ростверкам под мосты №№1,2,3., по подпорным стенкам 1-го этапа. Сооружены металлические конструкции мостов №№1,2,3.

-«Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 9000 м3/сутки г.Светлого Калининградской области»:

  1. Технологическая дорога к очистным сооружениям 530 п.м.

и накопительная площадка под инертные материалы, уложены

2 водоотводные трубы;

  1. Подъездная дорога 1,2 км;
  2. Автодорога 310 п.м.;
  3. Площадка очистных сооружений (отсыпано 25 000 м3 песка, забито

1 480 свай, забетонировано 1 390 капителей, залита бетонная площадка 5 420 м2;

  1. Внешние сети водопровода и канализации выполнены: 5,2 км труб канализации; 2,32 км труб водопровода; переход под рекой; прокол под железной дорогой;
  2. Главная канализационная насосная станция (ГКНС) выполнены: кровля, утеплены стены, водовод — 185 м; прокол в 4 нитки (канализация — 2 нитки, водопровод, связь по ул. Ленина); система отопления и теплоснабжения; отделочные работы; монтаж оборудования.

— «Строительство объединенных очистных сооружений производительностью 25000 м3 /сут в г.Советске Калининградская область»:

Ведутся СМР по зданиям главной насосной станции, аэротенку, резервуарам мембранных фильтров, насосно-воздуходувной станции, диспетчерской и лаборатории; внутренние и наружные отделочные работы; устройство внутриплощадочных инженерных сетей, благоустройство территории; осуществляется по графику поставка и монтаж оборудования. Количество ИТР и рабочих — 37 человек. Ведутся ПНР по зданиям и сооружениям комплекса объектов по механической очистке и билогической очистке сточных вод.

— «Строительство общегородских канализационных очистных сооружений производительностью 25000 м3/сутки в г.Черняховске по улице Калининградской, Калининградская область»:

Выполнены работы по строительству здания лаборатории (утеплен фасад и оштукатурен), на 80% закончено строительство здания мехочистки, смонтирована подпорная стена у здания мехочистки, смонтированы все колонны на закрытых иловых площадках, установлены две фермы на закрытых иловых площадках, произведена гидроизоляция аэротенков, начато строительство здания доочистки. Залиты стенки бетоном КНС2, пройдена 1000 м трассы напорного коллектора от КНС1 до КНС2. На КНС2 залиты бетоном площадка и стены. Выполнены работы по строительству здания лаборатории (утеплен фасад и оштукатурен), на 80% закончено строительство здания мехочистки, смонтирована подпорная стена у здания мехочистки, смонтированы все колонны на закрытых иловых площадках, установлены две фермы на закрытых иловых площадках, произведена гидроизоляция аэротенков, начато строительство здания доочистки. Залиты стенки бетоном КНС2, пройдена 1000 м трассы напорного коллектора от КНС1 до КНС2. На КНС2 залиты бетоном площадка и стены. Также ведутся работы по ряду объектов газопроводов.

По итогам приведенных в данной статье данных о реализации программы за 9 месяцев 2018 года можно отметить, что правительством Калининградской области не обеспечивается своевременное освоение средств федерального бюджета. Так же видно, что остаток средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2018 года составляет 4 344,1 млн. рублей, из которых правительством Калининградской области по состоянию на 1 октября 2018 года освоено только 1 961,7 млн. рублей. Необходимо отметить неудовлетворительную работу Минкультуры России в части подготовки и согласования проекта приказа об адресном распределении субсидий с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Это привело к совещанию по вопросу рассмотрения итогов реализации мероприятий Программы за 9 месяцев 2018 года в Минрегионе России. В совещании приняли участие представители от заказчиков Программы ответственные за проведение данного проекта. В ходе совещания было отмечено, что у государственных заказчиков Программы отсутствует практика регулярных выездных проверок с целью контроля за ходом выполнения работ в части курируемых мероприятий Программы.

Минрегионом России, как государственным заказчиком-координатором Программы, были подготовлены и направлены письма всем государственным заказчикам о рассмотрении возможности незамедлительного выезда ответственных специалистов в Калининградскую область для ознакомления с ситуацией по каждому реализуемому объекту Программы, а также решения проблемных вопросов, сдерживающих выполнение работ по объектам в полном объеме.

Список литературы:

  1. Арженовский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный. – Нижний Новгород: Экономическая культура, 2012. – 186 с.
  2. Бильчак В.С. Региональная экономика / В.С. Бильчак, В.Ф. Захаров; под ред. В.С. Бильчака. – Калиниград: Янтар. сказ., 2010. – 245 с.
  3. Голубецкая Н.П. Индикативные подходы определения приоритетности инвестиций в предпринимательской деятельности Северо-Западного региона России / Н.П. Голубецкая, О.Н. Макаров, В.И. Бовкун // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2015. – № 4 (26). – С. 53−65.
  4. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2014. – № 4. – C. 124−143.
  5. Сайт правительства Российской Федерации // http://government.ru/

 

Bibliography

  1. Arzhenovsky I. V. Regional market: reproduction. — Nizhny Novgorod: Economic culture, 2012. – 186 C.
  2. Bilchak V. S. Regional economy / V. S. Bilchak, V. F. Zakharov; ed. – The Kaliningrad Yantar. tales., 2010. – 245 p
  3. Golubitskaya N. p. Indicative approaches to determining the priority of investments in entrepreneurial activity of the North-Western region of Russia / N. p. Golubetskaya, O. N. Makarov, V. I. Bovkun / / Economy of the North-West: problems and prospects of development. – 2015. – № 4 (26). – S. 53-65.
  4. Maiburov I. Sustainable development as a coevolutionary process / / Society and economy. – 2014. – No. 4. – C. 124-143.
  5. The website of the government of the Russian Federation // http://government.ru/

 

http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot88