ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА с целью привлечения инвестиций

02.10.2019
от

УДК336.62 

BUSINESS VALUATION TO ATTRACT INVESTMENT

Титов Александр Юрьевич, студент факультета землеустройства, Государственный Университет по Землеустройству

e-mail:alexandretitov@mail.ru

Titov A.U., Student of  State University of Land Management

Ефремова Лариса Борисовна, к.э.н., Государственный Университет по Землеустройству

Efremova L.B., Doctor of Economic Sciences , State University of Land Management

Аннотация: Оценка стоимости бизнеса является неотъемлемой частью экономики и менеджмента. Оценка стоимости проводится для разных стратегических целей и становится одним из ключевых факторов анализа для дальнейшего развития организации в бизнес сфере.

Abstract: Business valuation is an integral part of economics and management. Cost estimation is carried out for different strategic goals and becomes one of the key factors of analysis for the further development of the organization in the business sphere.

Ключевые слова: экономика, оценка, бизнес, продажа, имущество.

Keywords: economics, valuation, business, sales, property.

Актуальность темы исследования обусловлена разнообразием задач, для решения которых требуется определить рыночную стоимость компании (бизнеса), среди которых:

– сделки купли-продажи компании (бизнеса) и долей участия в капитале компании;

– реорганизация (слияние, разделение, поглощение);

– квалифицированное и обоснованное принятие стратегических управленческих решений;

– анализ эффективности реализуемой в компании бизнес стратегии;

– осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия;

– оценка стоимости компании при публичном размещении акций (IPO) и т. д.

Стоимость компании (бизнеса) является универсальным критерием эффективности управления в условиях конкурентной среды. Оценка стоимости компании (бизнеса) для собственников компании — это возможность оценить качество ведения бизнеса, определить сильные и слабые сферы деятельности. Для сторонних лиц оценка позволяет определить целесообразность и привлекательность инвестиций в данную компанию.

Бизнес является инвестиционным товаром, поскольку вложения в него осуществляются с целью возвращения средств и покрытия рисков в будущем. Расходы на бизнес и получение доходов с него различны по времени. Следует учитывать, что сумма ожидаемой прибыли неизвестна, а при оценке носит достаточно вероятностный характер, и поэтому инвестору также следует учитывать риск неудачи — вложенные инвестиции канут в лету, или же вернутся, но не покроют все риски. Если же бизнес, по своей доходности с учетом времени их получения меньше, чем издержки на его приобретение, то он теряет инвестиционную привлекательность. Таким образом, при оценке бизнеса текущая стоимость будущих доходов, которые вероятно получит инвестор, представляет собой рыночную стоимость.

Всегда любой инвестор заинтересован в том, чтобы при получении прибыли от инвестирования максимально обезопасить себя от потери вложенных средств. Основой для принятия управленческого решения о целесообразности инвестирования в тот или иной бизнес является определение текущей рыночной стоимости бизнеса, а также определение величины инвестиционных рисков.

Стоимость бизнеса для инвесторов определяется с учетом определенных факторов, ключевыми из которых являются:

  • срок окупаемости.
  • ставка доходности.
  • размер прогнозируемых доходов, приведенных в эквивалент на дату оценки.
  • существующие факторы риска:
  • политическая и экономическая обстановка;
  • изменения курса валют;
  • развитость законодательства;
  • внутренние риски;
  • недостаточная эффективность управления;
  • возможные технические нарушения.

Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций основным требованием является отражение отчетности предприятия в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), требующими отражения активов предприятия по рыночной стоимости. При привлечении отечественных инвестиций также главную роль играет определение текущей рыночной стоимости бизнеса.

Оценка бизнеса — это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов.

Исследуя тенденции как мирового, так и отечественного рынков, специалисты выделяют следующие проблемы:

  • перекос финансовых показателей компании;
  • финансовые показатели анализируют следствия, а не причины;
  • анализ нефинансовых показателей используется для управления персоналом;
  • нефинансовые показатели анализируются нерегулярно;
  • финансовые показатели более инерционны, чем нефинансовые;
  • западные теории управления не всегда пригодны к российской среде (менталитету населения);
  • несоответствие методик и теорий реальным масштабам бизнеса (предприятий);
  • обилие формальных отчетов и излишних форм контроля (излишняя бюрократия).

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон № 135–ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
  3. Пахомов Е. В., Овчинникова М. С. Оценка стоимости строительной компании (бизнеса) // Молодой ученый. —
  4. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2017, 496с.

References

  1. Federal law No. 135 » on appraisal activities in the Russian Federation”
  2. Federal law of July 27, 2006 N 157 » about modification of the Federal law «on estimated activity in the Russian Federation»
  3. Pakhomov E. V., Ovchinnikova M. S. valuation of a construction company (business) / / Young scientist. —
  4. Gryaznova A. G., Fedotova M. A. business Valuation. M.: Finance and statistics, 2017, 496c.