Будущее маркетинга

02.10.2019
от

Future of marketing

Рябов Илья Андреевич        

Магистрант «Кафедры экономической теории и

менеджмента» ФГБОУ ВО «Государственный университет по

землеустройству»

Ryabov I.A. ilyarabov25@mail.ru

 

Аннотация

Пожалуй, сейчас не одна сфера не развивается столь же быстро, как и маркетинг. Возникнув чуть более века назад (как традиционная научная дисциплина), маркетинг прошел путь от подраздела в экономической теории до самостоятельной, самодостаточной науки со множеством ответвлений и подразделов. Примечательно, что бо́льшая часть эволюционного пути маркетинга пришлась на эру интернета. С появлением интернета возникли такие разделы маркетинга, как медийная реклама, контекстная реклама, SEO, SMM и SMO и множество других. Маркетинг меняется чуть ли не каждый год и компаниям необходимо следить и подстраиваться под эти изменения, чтобы не потерять конкурентное преимущество.

Summary  

Perhaps now not one area is developing as fast as marketing. Having emerged a little over a century ago (as a traditional scientific discipline), marketing has gone from a subsection in economic theory to an independent, self-sufficient science with many branches and subsections. It is noteworthy that most of the evolutionary path of marketing came in the era of the Internet. With the advent of the Internet, marketing sections such as display advertising, contextual advertising, SEO, SMM and SMO and many others have sprung up. Marketing changes almost every year and companies need to monitor and adapt to these changes so as not to lose their competitive advantage.

Ключевые слова: маркетинг, тренды маркетинга, эволюция маркетинга, ИИ.

Key words: marketing, trends of marketing, evolution of marketing, АI.

 

Как наука, маркетинг возник в Америке в начале XX века. Первые курсы начали преподавать еще в 1901 году в Иллинойском и Мичиганском университетах. Активный рост маркетинга в то время объясняется становлением и формированием рынка и рыночных отношений – население массово мигрирует в города, что знаменует эпоху массового производства. От работ в поле, работоспособное население переходит в заводы и мануфактуры, наполняя рынок дешевым товаром, не отличавшегося большим разнообразием.

Со временем, спрос начинает превышать предложение, что заставляет производителей биться над привлечением клиентов именно к своему товару. В ход идут такие базовые понятия маркетинга, как ценовая политика, изучение рынка и сервиса. Это знаменует рост интереса к маркетингу со стороны менеджмента компаний и корпораций – уже в 1911 году в компаниях начинают появляться крупные маркетинговые отделы.

Сейчас, цели маркетинга, по большому счету, не сильно изменились —   передача правильного сообщения целевой аудитории, чтобы заинтересовать ее и укрепить лояльность. Однако, инструменты, которыми достигаются эти цели, а главное, каналы, по которым информация доставляется целевой аудитории, сильно изменились и продолжают меняться из года в год. Можно выделить несколько тенденций, в маркетинге XXI века:

  • Автоматизация маркетинга.

Маркетинг становиться технологической дисциплиной. Информация о клиенте собирается из множества разных каналов, что осложняет процесс обработки информации на стороне маркетологов. Для упрощения работы появляются различные IT-системы: CRM, системы для автоматизации вовлечения посетителей, аналитики, платформы для накопления и обмена данными о пользователях. Их цель — ускорить выполнение рутинных операций, а также с помощью машинного обучения добиться таких результатов, которые не под силу людям.

  • Таргетирование и персонализация.

Массовые рекламные кампании уступают место небольшим точечным рекламным предложениям, направленных на группу клиентов. Это позволяет делать более персональные и интересные предложения для клиентов, выстраивая практически индивидуальные отношения.

  • Сближение маркетинга и продаж.

Нивелирование споров и конфликтов между двумя отделами – отделом продаж и отделом маркетинга. Изначально суть проблемы заключалась в несогласованности между отделами – первых обвиняли в том, что они не умеют продавать, вторых в том, что они не умеют рекламировать. Сейчас, многие компании меняют тактику — речь идет о единой цели, общей воронке продаж и сквозной аналитике, обмене информацией о рекламных активностях и проценте закрытых сделок.

  • Видеомаркетинг.

Реакция мозга на визуальные образы в 60 раз быстрее, чем на текст. Видео позволяет передать информацию более эмоционально, красочно, с его помощью можно рассказывать захватывающие истории про продукты и бренды. Кроме того, видео – основной язык поколения Z – потенциальных массовых потребителей.

  • Мессенджеры

Аудитории менеджеров огромны, они не только канал общения, но мультимедийный проект. Коммерческий потенциал мессенджеров поистине огромен.

  • ИИ в маркетинге

Предпосылки автоматизации маркетинга проявляются достаточно давно – тот объем информации, который получают маркетологи о потенциальных потребителях с каждым годом все растет, и его обработка «вручную» уже давно не представляется возможной. ИИ может много – обрабатывать огромные массивы данных, выполнять тысячи рутинных процессов за короткий срок, проводить анализ конкурентов и их предложений и т.д.

  • Умные помощники

В ближайшем будущем, умные помощники – такие как, Siri и Alexa будут влиять на то, как компании продают товары. ИИ-помощники станут доверенными советчиками для потребителей, подсказывая и удовлетворяя их запросы, гарантируя, что обычные товары станут поступать в дома бесперебойно, как электричество, и помогая принимать сложные решения о покупках. Бренды должны будут перенести фокус своего маркетинга с потребителей на платформы ИИ, воздействуя на них таким образом, чтобы получить предпочтительное позиционирование у ИИ-помощников.

Большинство вышеперечисленных тенденций подразумевает отдаление человека от маркетинга, замена его ИИ. Сегодня ИИ работает так: он формулирует задачи прогнозирования и решает их на основе статистических методов и больших данных. Однако, такие вещи, как общение с другим человеком, или создание нового рекламного контента не всегда можно разложить на задачи прогнозирования. Разумеется, в обозримом будущем ИИ не сможет полностью заменить человека в маркетинге, но большинство функций оно сможет выполнять гораздо быстрее и надежнее. Человек же, сосредоточиться на двух основных аспектах – на создании нового и на общении с другими людьми.

Литература

  • Ариели Дэн – Позитивная иррациональность – Изд-во МИФ, 2015 – 304 с.
  • Ариели Дэн – Предсказуемая иррациональность – Изд-во МИФ, 2016 – 304 с.
  • Кристоф Морен и Патрик Ренвуазе — Тренинг по нейромаркетингу – Эксмо, 2018. С. 224.
  • Мартин Линдстром – Buyology – МИФ, 2017. С. 284.
  • Мартин Линдстром – Вынос мозга – Альпина Бизнес Букс, 2015. С. 245.
  • Ричард Таллер – Поведенческая экономика – Эксмо, 2017. С. 384.
  • Роджер Дули – Нейромаркетинг – ООО «Попурри», 2013. С. 270.

Literate

  • Arieli Dan — Positive Irrationality – 2015.
  • Arieli Dan — Predictable Irrationality – 2016.
  • Christoph Moren and Patrick Renvoise — Neuromarketing Training – 2018.
  • Martin Lindstrom – Buyology – 2017.
  • Martin Lindstrom – Brandwashed –
  • Richard Taller — Misbehaving: The Making of Behavioral Economics- 2017.
  • Rooger Dooley — Brainfluence: 100 Ways to Persuade and Convince Consumers with Neuromarketing – 2013.