СЧАСТЬЕ...ЭТО ПРОСТО!.

Липецкие известия (Липецкая область), №032

"Ма-ма!" Протянув свои маленькие ручонки, малыш улыбался во весь свой беззубый рот. Какое же это счастье - услышать первое слово своего сына! Белый пушистый комок прятался в самом углу большой нарядной коробки. Если бы он только знал, какое счастье, глядя на него, испытывает его маленький хозяин в свой восьмой день рождения.

Упрямая задачка никак не хотела сходиться с ответом. Да разве это важно, когда вечером тебя ожидает первое в твоей жизни свидание. Представляете, какое это счастье, узнать, что тебе отвечают взаимностью. Тихий район, раздельный санузел и три, целых три комнаты! Ну и пусть, что первый этаж, что от работы далековато, что квартира не новенькая и требует капитального ремонта. Зато своя! О большем счастье и мечтать нельзя.

Нет, это не очередной опус на вечную тему. Это история. История целого предприятия. Но с ответов на вопрос, известного каждому советскому школьнику писателя Аркадия Гайдара(на который он сам, кстати и ответил) мы начали не случайно. О том, что такое счастье, благодаря телевизионной рекламе "Фруктового сада", одного из самых популярных брендов ОАО "Лебедянский", думают сегодня многие. Можно с уверенностью сказать, что счастье - это именно та цель, тот смысл жизни, к которому стремится любой человек. Но для каждого из нас оно означает порой абсолютно разные вещи. А вот для "Лебедянского", как и для любого другого предприятия, счастье - это работа. Выпуск новой продукции, расширение производства, совершенствование оборудования и, конечно же, люди. Люди, которые вывели завод в лидеры. Итак, наша история о крупнейшем на сегодня в Восточной Европе предприятии по выпуску соковой продукции, которое в этом году отмечает свое 40-летие.

Не очень счастливое начало...

Свою счастливую историю "Лебедянский" начал еще в 1967 году. Именно тогда в Лебедяни был открыт консервный завод. О том, что это предприятие - будущий лидер российского рынка соков, никто не догадывался. Счастливыми первые годы его существования назвать трудно. Масштабами новое производство не поражало, да и работало там не больше 40 человек. Сейчас трудно поверить, что когда-то в осеннюю слякоть по территории завода можно было не ходить, а передвигаться, и исключительно в резиновых или кирзовых сапогах, что планы хронически не выполнялись, а людей на работу приходилось сгонять, в прямом смысле этого слова, исключительно по разнарядке. Именно с такой вот невзрачной картины и начиналась история процветающего ныне предприятия.

Завод находился в ведении Министерства плодоовощного хозяйства СССР и с первых же дней был причислен к "планово-убыточным". Щи и борщи в пол-литровых стеклянных банках, яблочный сок, варенье из черной смородины, солянки, тушенка, каши со свининой... Шли в торговую сеть и банки с огурцами и помидорами. Несмотря на богатый ассортимент, вывести завод из "планово-убыточного" не получалось. За первые 14 лет на "Лебедянском" сменилось 6 директоров. Положение изменилось, когда в 1981 году директором предприятия был назначен Николай Борцов, начальник цеха Лебедянского инструментального завода. Именно с этого времени в жизни "Лебедянского" и начинается счастливая полоса. Мало кто верил, что новый директор поднимет завод на ноги. Поэтому все его нововведения серьезно не воспринимали. А были и такие, кто откровенно злился на то, что забор новый поставил да порядок наводить начал. Дисциплине теперь уделялось самое пристальное внимание. За воровство увольняли, за опоздание и тунеядство наказывали рублем.

ЭКЗ набирает обороты

С приходом нового директора приобретается новое оборудование. Начинается строительство нового цеха. Работая вместе с заводчанами, не покидая завод сутками Николаю Ивановичу удалось сделать невозможное. Уже через месяц после прихода Борцова был выполнен план, а работники впервые получили премии. "Настоящий руководитель чувствует ситуацию нутром, управляет людьми исключительно сердцем",- говорили про Борцова его сотрудники. Кроме того, Николаю Ивановичу удалось выбить для завода и статус экспериментального, что позволяло осваивать новые виды продукции. Именно с того времени ЭКЗ "Лебедянский" начинает набирать обороты - расширять производство и ассортимент. Завод был вторым в Союзе предприятием, установившим линию асептического розлива. Удалось отстоять предприятие и в кризисные 90-е. Здесь еще раз подумаешь, насколько повезло "Лебедянскому" с руководителем. Что бы было сегодня на месте завода, если бы не Борцов. Хозяйственник, который, взявшись за дело, не может выполнять его кое-как, спустя рукава. Именно благодаря его мастерству и профессионализму предприятию(одному из немногих на то время) удалось с честью пережить все трудности.

Дело в надежных руках

Новый этап в развитии завода начался с 1996 года. В этот период сюда пришла команда молодых менеджеров, среди которых и нынешний председатель совета директоров ОАО "Лебедянский" Ю. Н. Борцов, и генеральный директор завода А. А. Кобзев. Именно в то время "Лебедянский" перешел к выпуску фирменной продукции, известной сегодня как в России, так и за рубежом.

На сегодня в копилке "Лебедянского" такие известные брэнды, как «Я», "Тонус", "Фруктовый сад", напиток "Фрустайл", чай "Эдо", минеральная и питьевая вода "Липецкий бювет" и другие. Все они пользуются спросом и популярностью у покупателя. Доказательством тому более 100 медалей и дипломов различных продовольственных выставок, от скромных региональных торговых ярмарок до представительных "Продэкспо" и World Food. Однако красноречивее всего о стремительном росте компании говорят финансовые показатели. На сегодняшний день компания контролирует свыше 30% российского рынка соков, 45% рынка детских соков и 32% рынка фруктовых и овощных пюре для детского питания. Предприятие - признанный лидер среди таких компаний, как Нидан, Вимм-Билль-Данн и другие. В этом году "Лебедянский" планирует перешагнуть заветную планку в миллион тонн продукции. ОАО входит в тройку крупнейших налогоплательщиков области. Сегодня территория завода в Лебедяни занимает около двадцати двух гектаров, на которых расположены четыре цеха розлива, склады готовой продукции, железнодорожный терминал, низкотемпературный холодильник, высокотехнологичная научно-производственная лаборатория. Но, к счастью для предприятия, его руководители не собираются останавливаться на достигнутом. Завод постоянно растет, расширяется. Здесь устанавливаются новые линии, монтируется оборудование. Дело, начатое Николаем Ивановичем Борцовым, с успехом продолжается. Главное на предприятии - это люди.

Модернизируя производство и расширяя рынки сбыта, на предприятии не забывают еще одну сторону жизни завода, которую старший Борцов всегда ставил во главу угла. Это социальная поддержка заводчан. Недаром число работников здесь с 40 человек выросло почти в 100 раз. На предприятии одна из самых высоких зарплат в области, поэтому устраиваться сюда приезжают со всего региона. Создание новых рабочих мест, достойные заработки и социальная защищенность работников - вот три фундаментальных принципа компании. Сотрудники завода получают бесплатно питание и фирменную одежду, медицинское обслуживание и другие социальные льготы. Совместно с профсоюзным комитетом администрация предприятия оказывает материальную помощь работникам в сложных жизненных ситуациях, заботится об отдыхе и здоровье их детей. Не забывают сотрудников и в свободное от работы время. На заводе проводятся корпоративные мероприятия самых различных направлений: от спортивных до творческих. Все эти слагаемые социальной сферы какому-то покажутся бесполезной тратой времени и денег, ненужной мелочью. Но и в таких мелочах, считает Н. И. Борцов, - залог активной работы сотрудников, а значит - целого предприятия. Со времен руководства предприятием Н.И.Борцовым продолжается здесь и активная благотворительная политика. А затрагивает она такие сферы, как культура, образование, церковь, ощутимую поддержку получают детские дома и интернаты. Становится завод и организатором масштабных областных и районных акций, праздников. А в 2004 году был создан Благотворительный фонд Борцовых, задача которого - помогать социально не защищенным землякам. Этот фонд формируется из личных средств Николая Ивановича и его сына Юрия. Ежегодно на благотворительные цели фонд и ОАО "Лебедянский" расходует более 25 миллионов рублей. Счастье-это просто, ведь у каждого оно свое! Кто же будет спорить с этим утверждением? Шестой директор консервного завода с ним тоже согласен. Это настоящее счастье видеть, как продолжает расти и развиваться мощнейшее производство. Дело рук твоих