"Ма-ма!"
Протянув свои маленькие ручонки, малыш улыбался во весь свой беззубый рот.
Какое же это счастье - услышать первое слово своего сына! Белый пушистый комок
прятался в самом углу большой нарядной коробки. Если бы он только знал, какое
счастье, глядя на него, испытывает его маленький хозяин в свой восьмой день
рождения.
Упрямая
задачка никак не хотела сходиться с ответом. Да разве это важно, когда вечером
тебя ожидает первое в твоей жизни свидание. Представляете, какое это счастье,
узнать, что тебе отвечают взаимностью. Тихий район, раздельный санузел и три,
целых три комнаты! Ну и пусть, что первый этаж, что от работы далековато, что
квартира не новенькая и требует капитального ремонта. Зато своя! О большем
счастье и мечтать нельзя.
Нет, это
не очередной опус на вечную тему. Это история. История целого предприятия. Но с
ответов на вопрос, известного каждому советскому школьнику писателя Аркадия
Гайдара(на который он сам, кстати и ответил) мы начали не случайно. О том, что
такое счастье, благодаря телевизионной рекламе "Фруктового сада",
одного из самых популярных брендов ОАО "Лебедянский", думают сегодня многие.
Можно с уверенностью сказать, что счастье - это именно та цель, тот смысл жизни,
к которому стремится любой человек. Но для каждого из нас оно означает порой
абсолютно разные вещи. А вот для "Лебедянского", как и для любого
другого предприятия, счастье - это работа. Выпуск новой продукции, расширение
производства, совершенствование оборудования и, конечно же, люди. Люди, которые
вывели завод в лидеры. Итак, наша история о крупнейшем на сегодня в Восточной
Европе предприятии по выпуску соковой продукции, которое в этом
году отмечает свое 40-летие.
Не очень
счастливое начало...
Свою счастливую
историю "Лебедянский" начал еще в 1967 году.
Именно тогда в Лебедяни был открыт консервный завод. О том, что это предприятие
- будущий лидер российского рынка соков, никто не догадывался.
Счастливыми первые годы его существования назвать трудно. Масштабами новое
производство не поражало, да и работало там не больше 40 человек. Сейчас трудно
поверить, что когда-то в осеннюю слякоть по территории завода можно было не
ходить, а передвигаться, и исключительно в резиновых или кирзовых сапогах, что
планы хронически не выполнялись, а людей на работу приходилось сгонять, в
прямом смысле этого слова, исключительно по разнарядке. Именно с такой вот
невзрачной картины и начиналась история процветающего ныне предприятия.
Завод
находился в ведении Министерства плодоовощного хозяйства СССР и с первых же
дней был причислен к "планово-убыточным". Щи и борщи в пол-литровых
стеклянных банках, яблочный сок, варенье из черной смородины,
солянки, тушенка, каши со свининой... Шли в торговую сеть и банки с огурцами и
помидорами. Несмотря на богатый ассортимент, вывести завод из
"планово-убыточного" не получалось. За первые 14 лет на "Лебедянском" сменилось 6 директоров. Положение изменилось, когда в
1981 году директором предприятия был назначен Николай Борцов, начальник цеха Лебедянского инструментального завода. Именно с этого времени в жизни
"Лебедянского" и начинается счастливая полоса. Мало кто верил, что
новый директор поднимет завод на ноги. Поэтому все его нововведения серьезно не
воспринимали. А были и такие, кто откровенно злился на то, что забор новый
поставил да порядок наводить начал. Дисциплине теперь уделялось самое
пристальное внимание. За воровство увольняли, за опоздание и тунеядство
наказывали рублем.
ЭКЗ
набирает обороты
С
приходом нового директора приобретается новое оборудование. Начинается
строительство нового цеха. Работая вместе с заводчанами, не покидая завод
сутками Николаю Ивановичу удалось сделать невозможное. Уже через месяц после
прихода Борцова был выполнен план, а работники впервые получили премии.
"Настоящий руководитель чувствует ситуацию нутром, управляет людьми
исключительно сердцем",- говорили про Борцова его сотрудники. Кроме того,
Николаю Ивановичу удалось выбить для завода и статус экспериментального, что
позволяло осваивать новые виды продукции. Именно с того времени ЭКЗ "Лебедянский" начинает набирать обороты - расширять производство и
ассортимент. Завод был вторым в Союзе предприятием, установившим линию
асептического розлива. Удалось отстоять предприятие и в кризисные 90-е. Здесь
еще раз подумаешь, насколько повезло "Лебедянскому" с руководителем. Что
бы было сегодня на месте завода, если бы не Борцов. Хозяйственник, который,
взявшись за дело, не может выполнять его кое-как, спустя рукава. Именно
благодаря его мастерству и профессионализму предприятию(одному из немногих на
то время) удалось с честью пережить все трудности.
Дело в
надежных руках
Новый
этап в развитии завода начался с 1996 года. В этот период сюда пришла команда
молодых менеджеров, среди которых и нынешний председатель совета директоров ОАО
"Лебедянский" Ю. Н. Борцов, и генеральный директор завода А. А. Кобзев.
Именно в то время "Лебедянский" перешел к выпуску
фирменной продукции, известной сегодня как в России, так и за рубежом.
На
сегодня в копилке "Лебедянского" такие известные
брэнды, как «Я», "Тонус", "Фруктовый сад", напиток
"Фрустайл", чай "Эдо", минеральная и питьевая вода "Липецкий
бювет" и другие. Все они пользуются спросом и популярностью у покупателя.
Доказательством тому более 100 медалей и дипломов различных продовольственных
выставок, от скромных региональных торговых ярмарок до представительных
"Продэкспо" и World Food. Однако красноречивее всего о стремительном
росте компании говорят финансовые показатели. На сегодняшний день компания
контролирует свыше 30% российского рынка соков, 45% рынка детских соков и 32% рынка фруктовых и овощных пюре для детского питания. Предприятие
- признанный лидер среди таких компаний, как Нидан, Вимм-Билль-Данн и другие. В этом году
"Лебедянский" планирует перешагнуть заветную планку в миллион тонн
продукции. ОАО входит в тройку крупнейших налогоплательщиков области. Сегодня
территория завода в Лебедяни занимает около двадцати двух гектаров, на которых
расположены четыре цеха розлива, склады готовой продукции, железнодорожный
терминал, низкотемпературный холодильник, высокотехнологичная
научно-производственная лаборатория. Но, к счастью для предприятия, его
руководители не собираются останавливаться на достигнутом. Завод постоянно
растет, расширяется. Здесь устанавливаются новые линии, монтируется
оборудование. Дело, начатое Николаем Ивановичем Борцовым, с успехом
продолжается. Главное на предприятии - это люди.
Модернизируя
производство и расширяя рынки сбыта, на предприятии не забывают еще одну
сторону жизни завода, которую старший Борцов всегда ставил во главу угла. Это
социальная поддержка заводчан. Недаром число работников здесь с 40 человек
выросло почти в 100 раз. На предприятии одна из самых высоких зарплат в
области, поэтому устраиваться сюда приезжают со всего региона. Создание новых
рабочих мест, достойные заработки и социальная защищенность работников - вот
три фундаментальных принципа компании. Сотрудники завода получают бесплатно
питание и фирменную одежду, медицинское обслуживание и другие социальные
льготы. Совместно с профсоюзным комитетом администрация предприятия оказывает
материальную помощь работникам в сложных жизненных ситуациях, заботится об
отдыхе и здоровье их детей. Не забывают сотрудников и в свободное от работы
время. На заводе проводятся корпоративные мероприятия самых различных
направлений: от спортивных до творческих. Все эти слагаемые социальной сферы
какому-то покажутся бесполезной тратой времени и денег, ненужной мелочью. Но и
в таких мелочах, считает Н. И. Борцов, - залог активной работы сотрудников, а
значит - целого предприятия. Со времен руководства предприятием Н.И.Борцовым
продолжается здесь и активная благотворительная политика. А затрагивает она
такие сферы, как культура, образование, церковь, ощутимую поддержку получают
детские дома и интернаты. Становится завод и организатором масштабных областных
и районных акций, праздников. А в 2004 году был создан Благотворительный фонд
Борцовых, задача которого - помогать социально не защищенным землякам. Этот
фонд формируется из личных средств Николая Ивановича и его сына Юрия. Ежегодно
на благотворительные цели фонд и ОАО "Лебедянский" расходует более 25
миллионов рублей. Счастье-это просто, ведь у каждого оно свое! Кто же будет
спорить с этим утверждением? Шестой директор консервного завода с ним тоже
согласен. Это настоящее счастье видеть, как продолжает расти и развиваться
мощнейшее производство. Дело рук твоих